Адрес: 400081, Волгоград, ул. Большая,17
e-mail: shi_sozvezdie@volganet.ru
+7 (904) 431-95-05, +7 (906) 400-88-38
График работы Службы
Пн-Пт: с 9.00 до 17.00 (очно, дистанционно)
Суб: с 9.00 до 13.00 (очно, дистанционно) Вс: выходной
В общении с ребенком старайтесь придерживаться следующих принципов:
разговаривайте "по душам" и слушайте ребенка. Учите его аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, развивать критическое мышление, принимать решения и делать правильные выводы;
при принятии любого решения, затрагивающего интересы ребенка, объясняйте, почему вы поступаете именно так;
поощряйте любые успехи ребенка, учите его ставить достижимые цели;
с раннего возраста давайте ребенку больше самостоятельности. Например, предложите ему самому выбрать, что сегодня надеть;
учите говорить "нет" и отстаивать личные границы;
развивайте у ребенка ораторские способности, ведь умение выразить своё мнение очень важно;
договаривайтесь, а не ставьте ультиматумы;
поощряйте увлечения и развитие. Постарайтесь предоставить ребенку возможность заниматься любым интересным для него хобби. Участие в таких занятиях поможет найти друзей, которые разделяют его интересы.
Поведение родителей сильно влияет на отношение детей к оценкам. Чаще всего, ребенок просто так не переживает из-за двойки, а копирует реакцию взрослого.
Некоторые родители все еще думают, что успех в жизни человека зависит только от успехов в школе.
Другие взрослые придерживаются авторитарного стиля воспитания. Они убеждены, что их ребенок должен учиться только на пятерки. Полученная им двойка, тройка или даже четверка вызывает гневные эмоции, а иногда и наказания. Родители начинают критиковать ребенка, что порождает ссоры и конфликты.
Подобное отношение воспитывает в ребенке синдром отличника (о чем мы говорили в прошлом видео), который впоследствии может мешать ему полноценно наслаждаться жизнью, желая лучше выглядеть в глазах других людей.
Всем родителям нужно понять, что школьные успехи - не показатель интеллектуальных способностей. Оценки - всего лишь информация, что ребенок не все усвоил, не до конца понял тему. Это повод разобраться и помочь ему найти способ решения проблемы.
Смените вопросы формата «Что сегодня получил? и «Как прошел день?» на что-то более конкретное, например, «Что интересного было в школе?», «Какой новый факт показался тебе самым любопытным?».
Создайте «таблицу успеха», в которой ребенок будет отмечать все свои достижения. Так он сможет самостоятельно отслеживать свой прогресс.
Предложите ребенку посмотреть фильм на интересующую его тему, сходить в музей или библиотеку, собрать модель. Придумать можно всё, что угодно!
Не стоит давить на ребенка тем, что он обязательно должен стать кем-то конкретным через 10 лет.
Обратите внимание на то, какие задания даются ребенку легко, а какие требуют дополнительных усилий. Исходя из этого, выстраивайте удобный график домашней работы и отдыха.
Часть заданий можно выполнять во время прогулки: предложите ребенку повторить таблицу умножения, и тогда дома этого делать уже не придется.
Вместо этого спросите, как он сам оценивает свой результат. Что он сделал хорошо, а над чем еще стоит поработать?
Например, ваш ребёнок принёс тетрадь с выполненными упражнениями. «Здесь дату перепутал! А тут отступы неровные… Так и хочется взять красную ручку и подчеркнуть!». Уберите её , возьмите зелёную и начните хвалить: «Ты разобрался в новой теме и выполнил все задания. Правда, неправильно написал дату, но зато все запятые на месте!» и т.д. Самое главное - то, что мы отмечаем и плюсы, и минусы; делаем это нейтрально и действительно уделяем внимание ребенку.
Источник: Как помочь ребенку полюбить учебу: 7 способов, которые работают
Начало года, а это значит, что сейчас самое время повесить на стену календарь. Но не обычный числовой, а семейный. Он нужен для того, чтобы помнить о важных датах, поездках или даже о приходе гостей.
Вы можете составить его самостоятельно или скачать готовый шаблон из интернета. Лучше заводить такой календарь в начале каждого месяца и оставлять побольше места в графах с датами, чтобы можно было вносить какие-то исправления.
Что можно отметить:
- семейные даты (дни рождения, годовщины, праздники, которые вы отмечаете);
- события, затрагивающие членов семьи (отпуска, каникулы, секции);
- приглашения и встречи (поход в гости, к врачу и пр.);
- планируемый совместный отдых.
В целом, правил по наполнению такого календаря нет. Вы можете записывать туда все, что захотите. Чтобы упростить заполнение, можно разработать систему простых графических и цветовых символов.
Такой календарь не только позволит планировать совместный отдых, но и станет семейной традицией!
Уважаемые родители! Впереди праздничные дни и школьные каникулы, а это значит, что у вас появится свободное время, которое можно провести с ребенком интересно и увлекательно.
Совместный отдых играет важную роль в развитии и воспитании. Это возможность сблизиться и лучше узнать друг друга. Проводя время вместе, можно добиться успехов в выстраивании взаимоотношений, в воспитании доверия, в культурном развитии и обучении. Совместный досуг доставляет удовольствие, и это усиливает закрепление получаемых умений и навыков.
Польза:
Важно, чтобы вы сами получали удовольствие от совместного отдыха, а не делали это «для галочки». Старайтесь планировать досуг, советуясь с ребенком. Если у вас возник спорный момент, попробуйте договориться так, чтобы ребенок не остался разочарованным.
Будет здорово, если подобное времяпрепровождение станет вашим семейным ритуалом, традицией. Например, просмотр фильма по пятницам, или кормление уток во время прогулки в парке.
Способы полезно провести время:
Помните, что дни, проведенные вместе, - прекрасный ресурс для ребенка; то, что надолго запомнится. Даже во взрослом возрасте эти добрые воспоминания будут давать силу и поддержку.
Источник: Вебинар Татьяны Хацкевич «Как организовать досуговую деятельность подростка интересно и продуктивно» на Всероссийской неделе родительской компетентности
Для начала нужно разобраться в причинах падения интереса к обучению. Спросите ребенка: почему его отношение к школе резко изменилось, а после поговорите и с классным руководителем. Учитель видит его на протяжении всего дня, поэтому обязательно заметит изменения в состоянии и поведении.
Возможные причины:
Источник: Как вызвать желание ходить в школу
На отсутствие мотивации у подростков жалуются многие родители. Нежелание что-либо делать может быть связано со многими причинами. Основные из них - смена доминанта с обучения на межличностное общение (когда дети отдаляются от родителей, проводят все время с друзьями, а учеба отходит на второй план) и конфликты, недопонимания в семье.
Марина Дмитриевна Брызгунова, специалист консультационного пункта службы «Гармония», выделила 5 типов мотивации учебной деятельности подростков. Попробуйте найти тот тип, в котором узнаете своего ребенка, и тогда вы сможете найти к нему подход.
1. Борец за идею. Подросток постоянно находит новые увлечения, но быстро их бросает. Таким детям необходима поддержка. Даже если идея кажется несерьезной - не критикуйте ее. Покажите, что искренне верите в то, что у ребенка все получится, и вы готовы помочь найти ему окружение по интересам. Тогда он сможет преодолеть все трудности и не растерять энтузиазм.
2. Подросток - экстраверт, «душа компании». Одобрение окружающих вызывает у него гордость и желание новых свершений. Для успешной учебы ему необходимо находиться в окружении, для которого знания и развитый интеллект - это ценность и повод для уважения. Отличным мотивационным действием является и похвала, особенно публичная.
3. Лидер. Формирование мотивации происходит за счет амбиций. Любая неудача может стать ударом по самооценке и мотивации. Подростку нужно понимание, что именно откроет новые перспективы и поможет добиться успеха в жизни. Важно: дайте почувствовать, что цените его вне зависимости от успехов; объясните, что в неудачах нет ничего страшного.
4. Исполнитель. Подросток не гонится за результатом, не стремится быть первым; ему нравится сам процесс работы. Для таких детей характерна хорошая усидчивость и терпение, но столкнувшись с незначительными трудностями, они теряют мотивацию. Для успешной учебы необходим контроль: регулярно интересуйтесь успехами и поощряйте их, поддерживайте за старания, не ругайте за неудачи. Лучше использовать сильные стороны ребенка: поощрять трудолюбие, усердие и внимательность к мелочам. Это поможет ему хорошо учиться и в будущем стать мастерами своего дела.
5. «Бизнесмен». Подросток рассматривает учебный процесс как работу, за выполнение которой рассчитывает получить материальное вознаграждение. Необходимо заранее обговорить, какой результат вы от него ждете, и что он за него получит. Важно, чтобы у подростка сложилось правильное представление о ценности своего труда. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть единственным.
Все типы в чистом виде встречаются редко и, как правило, взаимодополняют друг друга. Кроме того, необходимо учитывать, что с возрастом мотивация подростков может меняться.
Советы по повышению мотивации:
- поощряйте самостоятельность;
- сравнивайте достижения подростка только с его собственными;
- не критикуйте в присутствии третьих лиц;
- подавайте пример.
Самое важное – начать с себя. Например, если хотите, чтобы ребенок много читал – отложите телефон в сторону и тоже начните читать. С большой долей вероятности, он скопирует ваше поведение и откроет книгу. Поэтому всегда начинайте интересоваться чем-то новым и ребенок, глядя на вас, поступит также.
Еще один важный момент – дать ребенку «задачку» (психологи называют это «зоной ближайшего развития»). Это та сфера деятельности, в которой ребенку немного сложно; то, что он не может сделать сам, но то, что может сделать с вашей помощью.
Как найти эту «зону ближайшего развития»? Следует задать ребенку вопросы, на которые у него сейчас нет однозначного ответа, нет необходимой информации, а значит, что ее нужно отыскать в совместной деятельности с вами. Именно такие вопросы помогут развить у ребенка тягу к новым знаниям и тому, чтобы открывать для себя что-то новое.
Источник: Развитие интереса к новым знаниям
Очень часто в сфере детско-родительских взаимоотношений происходит то, что в подростковом возрасте ребенок переживает подростковый бунт: это выражается в стремлении к уничтожению авторитета родителей и взрослых, игнорировании их требований и правил – запускаются интенсивные процессы сепарации и индивидуации (отделения ребенка от родителей, формирование своих взглядов и системы ценностей, своего независимого Я). Данные тенденции являются в определенной степени нормой для этого возраста, так как на каждом этапе возрастного развития происходит разрешение определенных возрастных задач, возникающих перед ребенком. В подростковом возрасте это процессы связаны с формированием и построением границ своей личности, формированием своего собственного Я, способного свободно и независимо функционировать в обществе. Успешность прохождения данного возрастного этапа является залогом формирования здоровой автономной личности.
Современная, технически развитая жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Гаджеты - это такие технические устройства как смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли, приставки и много другое. При этом ситуация сложилась двоякая, так как гаджеты созданы, чтобы служить человеку, облегчить ему жизнь, работу, а на деле оказалось так, что они часто подчиняют человека себе. И в данном вопросе особая опасность и проблема возникает тогда, когда зависимость от гаджетов появляется у детей.
Как реагировать подростку, если одноклассник придумал прозвище, а другие подхватили? Как моей дочери убедить других называть себя по имени?
Как вести себя подростку, который не хочет, чтобы его снимали на телефон?
Психологическая помощь и поддержка от отдела организации деятельности телефонов экстренной психологической помощи «Областной телефон доверия» и «Детский телефон доверия» для работы с детьми и подростками, с образовательными учреждениями, родителями (лицами, их заменяющими).
Ссылки на радиоэфиры (№ 1-5); видеоинтервью (№ 6-7); видеоролики, по ОГЭ и ЕГЭ детям и родителям (№ 8-9); статьи (№ 10-11).
Вариант № 1 https://vk.com/wall-199714086_43
Вариант № 2 https://vk.com/wall-199714086_48
Начальник отдела организации деятельности телефонов экстренной психологической помощи ГКУ «Центр развития и контроля качества»
Миронова Н.Р.
8(8442) 58-10-76
Видеоролики-консультации
Просмотрев видеоролики, вы можете получить консультацию специалиста с сайта растимдетей.рф по вопросам взаимоотношениям родителей с подростком, гаджетозависимости и буллинга в школе.
Видеоролик по гаджетозависимости
Видеоролик по взаимоотношениям родителей с подростком
Журнал «Зона риска» № 1, 2021 ссылка на журнал
ЕСТЬ ЛИ ШАНС ВЫЖИТЬ ТАМ, ГДЕ ТЕБЯ НЕНАВИДЯТ?
Кто-то, прочитав заголовок, сразу скажет: «Ну это точно не про меня! Я в таком положении никогда не буду!». Ой, не зарекайтесь, друзья. Иногда в жизни так бывает, что подросток глазом моргнуть не успевает, как уже лежит на лопатках. А одноклассники, обступив его, беззащитного, презрительно плюют свысока. Причем в прямом, а не в переносном смысле.
В НОВОЙ ШКОЛЕ – АД
Диму я знаю давно – дружу с его мамой. Помню, собиралась уходить, а он вызвался проводить до остановки. У меня тогда мелькнула мысль: «Хочет парень что-то спросить, но боится, что услышит мама». И оказалась права. Дима хотел попросить если не помощи, то хотя бы элементарного совета. Мы общались около получаса. По его виду я поняла, что разговором нашим остался доволен. На всякий случай дала ему визитку. И парень потом не раз звонил и даже заезжал на работу.
Нашему общению не удивляюсь. Знаю, что некоторым подросткам проще поделиться чем-то сокровенным, наболевшим с кем-то чужим, кому они доверяют, нежели с собственными родителями. И я думаю, это здорово, когда ребенок выбирает тебя для такого общения, открывается и рассказывает все без утайки.
Кроме того, у Димы долгое время родители были «на ножах» – на грани развода. Наконец, развелись. И все эти несколько лет он видел, что маме вечно некогда. С отцом близкого контакта не было, даже когда они жили вместе. А после развода он и вовсе от сына отдалился. Нет, они перезваниваются, иногда встречаются. Но все разговоры, в основном, на одну и ту же тему: «Что тебе, сынок, купить? Чего ты хочешь?». Дима однажды с горечью сказал, что, мол, папа подарками пытается заменить их общение…
Что же удивительного, что мальчик ищет помощи и поддержки у маминой подруги? Раз мама с ней советуется – значит, она, по его мнению, то, что надо. Но на этот раз, когда раздался Димин звонок, я сразу поняла, что мальчишка не на шутку встревожен. Так как был воскресный день, я предложила встретиться у меня. И за чашкой чая все обсудить. Но то, что я услышала от Димы, меня сильно расстроило.
Само собой, я знала, что после развода с Диминым папой подруга снова вышла замуж. Что ее новый муж живет в другом районе, куда Диме с мамой пришлось переехать. Но это, как говорится, мелочи. Но я не знала, что парню из-за этого пришлось поменять школу. И это обстоятельство неожиданно превратило его жизнь в настоящий ад.
Непонятно почему, но класс с первого дня дружно восстал против него. Не зная Диму как ученика и товарища, новые одноклассники почему-то сразу придумали ему обидную кликуху «дебил». И если на пренебрежительное поведение девчонок он просто не обращал внимания, то с мальчиками было намного сложнее. Они обзывали, толкали, пинали. Безо всякого стеснения портили его личные вещи –пачкали и даже рвали... Тот, кто особенно изощренно глумился над Димой, вообще был в авторитете и считался самым крутым.
В первый раз за все время нашего знакомства парень рассказывал и плакал… Он не скрывал, что идет теперь в школу, как на пытку. Из-за постоянных унижений одноклассников съехал на сплошные тройки. Еще немного, и скатится на двойки…
Из журнала «Зона риска» 2018 год, № 3. ссылка на журнал
Мне 15, и я коплю деньги на мотоцикл. Да – девочка, да – на мотоцикле. Мечта у меня такая! Пару месяцев назад план придумала. Напечатала объявления, что предлагаю услуги – возьмусь за любую работу за небольшие деньги, и раскидала по почтовым ящикам. Начали звонить «клиенты». Вот уже три недели убираю подъезды, сижу с соседским ребенком по выходным, еще косметику распространяю. В общем, копилка потихоньку наполняется. Мама иногда тоже подкидывает на карманные расходы – так я все в копилочку складываю. Радуюсь – скоро мечта моя свершится! Правда, мама много помогать не может, она сейчас из-за брата не работает. Ему всего 2 го да, да и папа бросил нас, когда малой родился. Раньше мне, конечно, больше перепадало и от мамы, и от папы. Да они и сейчас могли бы мне моцик купить, но тут братик родился. Мама теперь тоже берется за любую работу. Она бухгалтер, поэтому ночами сидит, отчеты для разных предпринимателей делает.
Мечтала я, мечтала и тут… бах! Мама в больницу загремела. Что-то с сердцем у нее серьезное. Я осталась с этим маленьким «монстром» наедине. Что ж с ним делать? И мама тут волнуется, звонит, плачет, хочет уйти из больницы, но врачи говорят, что с этим не шутят. Ладно, побуду с ним пару дней, пока выходные.
Еда у нас закончилась быстро. Ладно, заказала роллы, пиццу. А малой их не стал есть. Ходит, плачет, кашу ему подавай. Какую кашу? Я и варить-то ничего не умею.
Позвала Таньку, подругу, – она быстро манной каши наварила, покормила его, и он уснул довольный. Без мамы тяжело как-то сразу стало. Дома – беспорядок, вещей не то, что в шкафу нет на вешалках, так и чистых совсем не осталось. Брат орет постоянно – то гулять ему надо, то спать, то играть с ним в машинки, а еще книжки читать просит и из пластилина что-нибудь лепить. Мама идет на поправку, но все равно еще в больнице. Я не появляюсь в школе.
Пришла Наташка Тютчева – одноклассница, проверить, что со мной случилось. Она сердобольная такая, из многодетной семьи, заботится обо всех. Заявилась да как ахнула! Заставила меня брата помыть, сама на кухне обед нам приготовила, потом мы Тимоху спать уложили. И Наташка говорит, давай, мол, посуду мой, вон, неделю стоит. Я мыла посуду долго, потом мы с ней цветы полили, которые совсем засохли, вытерли пыль повсюду и полы, загрузили одежду в стиральную машину, разобрали игрушки. Наташка долго удивлялась, как я могла всего этого не делать и даже не замечать. Для нее это – ежедневные обязанности в семье. А я привыкла, что домашнюю работу выполняет мама, да и не только домашнюю, всю работу. А я сижу с чужими детьми за деньги, а своего брата накормить не могу. Позвонила папе – он говорит, сами разбирайтесь, у него много работы.
Так, значит, не в братике дело, что он ушел от нас, если в такой трудной ситуации ни мне, ни ему, ни маме помочь не хочет.
Вот я и разобралась сама. Опустошила свою копилку и купила маме посудомоечную машину, чтоб у нее хоть чуть-чуть времени освободилось. А еще купила курицу, сварила бульон и отнесла ей в больницу. Мамочка очень обрадовалась! Увидев нас, плакала и обнимала, говорила, что мы – лучшие на свете дети. Да уж, – посмотрела я со стороны, – какая же из меня лучшая дочь? Только и думала о себе! Мотоцикл! Да хоть раз бы маме помогла или с братом погуляла. Теперь мы заживем совсем по-другому, лишь бы мамочка выздоровела!
Мария ДИДЕВИЧ
Телефон: +7 (904) 431-95-05, +7 (906) 400-88-38
E-mail: shi_sozvezdie@volganet.ru
Website: волгоград-гармония.рф